Не знаете, с чего начать? Наточите карандаш!

Люди к ней тянутся, а дети любят. Так говорят в Верх-Тулинской средней школе № 14 о Надежде Ооржак. Недавно она стала победителем областного конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Новосибирской области 2020».

— Что будете: чай, кофе? — психолог усаживает меня за стол и, не дожидаясь ответа, открывает коробку с конфетами. Отказаться невозможно. Я уже в плену у гостеприимной хозяйки. В её кабинете спокойно и уютно — сквозь жалюзи пробивается осеннее солнце, наполняя пространство особенным светом, мягким, домашним. Цветные карандаши, туго набитые в подстаканник, похожи на осенний букет. Грифели остро наточены, так и хочется взять в руки.

— Говорят, что остро отточенный карандаш — признак перфекциониста? — спрашиваю Надежду.

Она улыбается:

— Мы с детьми много раскрашиваем, рисуем — разрабатываем мелкую моторику. Поэтому остро точим, чтоб было удобнее. Монотонность успокаивает. Помогает настроиться на позитивный лад. Помните, раньше поля в тетрадках чертили, отступали четыре клеточки. А теперь всё расчерчено, подписано. Пропадает этот важный отрезок — настрой, подготовка к работе, которую важно сделать руками.

Надежда Юрьевна занимается с разными детьми, в том числе с особенностями здоровья. Среди её подопечных дети с ДЦП, задержкой умственного развития, нарушением речи, есть колясочник. В школе внедрено инклюзивное образование.

— Педагогом хотела стать с детства, — рассказывает она. — У меня двоюродный брат отставал в учебе, сейчас бы сказали «с особыми возможностями здоровья», я ему помогала. Кого-то раздражают дети, которым нужно всё долго объяснять, меня нет.

Педагогический труд требует терпения, но прежде всего любви и призвания. Директор Верх-Тулинской школы Надежда Уксусова гордится своей коллегой.

— Надежда — наша выпускница. Когда она училась в десятом классе, а я была завучем, мы создавали детскую общественную организацию, типа пионерии. Уже тогда я её приметила. Активная, веселая, в глазах огонек, всегда готова помочь. Поступай, говорю, в педагогический: дети тебя слушают!

Надежда так и сделала. Поступила в Институт молодежной политики и социальной работы Новосибирского педагогического университета. Отучилась, но замужество и рождение ребенка отодвинули планы. Вслед за мужем она уехала в Тыву, вернулась в родные места только через шесть лет. Первым делом — в школу. «Возьмете? Готова на любую должность!» — попросила директора. В ту пору им стала Надежда Уксусова. «Ну как не взять? Своих не бросаем!» — протянула она руку.

Сначала Надежда работала социальным педагогом, курировала «трудных» детей, неблагополучные семьи. Самое сложное было сработаться со старшими коллегами, которые продолжали видеть в молодом педагоге бывшую ученицу.

— Бывает, я им скажу: нужно сдать отчеты, заполнить документы. А они: «Хорошо, Надюша», и забыли. Я хожу напоминаю. Иногда приходилось усаживать рядом с собой и помогать заполнять нужные отчеты. Не могу же я своих учителей подводить! — вспоминает Надежда Ооржак.

Настойчивость и кротость сработали лучше, чем жалобы и угрозы. Последнее педагог не приемлет. Вскоре отношения поменялись. Надя превратилась в Надежду Юрьевну, к ней потянулись дети и родители, обратили внимание опытные коллеги. Руководитель школьной службы психолого-педагогического сопровождения Марина Косицына как-то сказала: «Ты прирожденный психолог! Давай уже в нашу команду!». В школе как раз имелась вакансия педагога-психолога. Пришлось переучиваться. Помимо психологических навыков, Надежда освоила методику работы с детьми с инвалидностью.

В Верх-Тулинской школе для таких детей созданы все условия, есть тьютор-педагог, сопровождающий ученика, он помогает в быту и в обучении. Надежда Ооржак отвечает за создание особого психологического климата для учащихся, как обычных детей, так и «особенных».

— Мы проводим традиционные недели добра. Как-то раз изучали жесты глухонемых, дети научились складывать на пальцах свое имя. Я говорю: смотрите всегда собеседнику в глаза. По губам, по глазам он поймет вас, а вы его! — поясняет Надежда.

Понимание — самое главное, что создает фундамент общения и социальную среду. На вопрос, каким достижением вы гордитесь, Надежда ответила: дети не боятся зайти к психологу и поделиться, если им плохо, да и родители обращаются, когда нужен совет. Специалисту со стороны всегда легче разобраться в ситуации.

Областной конкурс профессионального мастерства, в котором участвовала и победила Надежда Ооржак, состоял из трех этапов. Грамотное методическое сопровождение и поддержка специалистов районного центра диагностики и консультирования «Янтарь» помогли справиться с заочными этапами конкурса. Самым сложным было практическое задание: одноклассники преследуют ученика, обзывают и обижают его. Прячут «сменку», подстраивают мелкие пакости, не берут в общую компанию. По-научному это называется буллинг. Явление в современной школе нередкое.

— В таких случаях я беру шесть шляп и предлагаю примерить их по ролям: ты — жертва, ты — обидчик, ты — родитель обидчика и т.д. А потом высказаться, какие чувства они испытывают. Взгляд со стороны всегда отрезвляет. Важно не замалчивать конфликты, не скрывать их от родителей, что часто делается, во всем разбираться. Если проблема озвучена вслух, то её всегда можно решить, — говорит педагог.

Есть еще одна хорошая методика, которую рекомендует Надежда Ооржак, — «Дневник благодарности». Пишите каждый день то, что было хорошего. Говорите об этом со своими детьми, хвалите их, хвалите себя, чаще говорите другу спасибо. Увидите, что хорошего в вашей жизни станет еще больше.

Елена Азарова, фото предоставлено Управлением образования