Уроки самозащиты

Алексей Давыдов служил на Амуре, ловил преступников на улицах Новосибирска и Краснообска. А пять лет назад решил обучить желающих рукопашному бою.

Зима еще не закончилась, а в Краснообске по-весеннему солнечно. В середине дня на улице почти никого нет. Не ударь морозы, и было бы самое то. Выйдя из автобуса, иду по намеченному адресу. Капитан Давыдов живет в пяти минутах от остановки. Многоэтажка прямо перед глазами. Алексей Анатольевич только что вернулся с дежурства и собрался отдохнуть. Но журналисты не дают покоя. Впрочем, наш герой не против часок-другой поговорить и вспомнить о прошлом. Моряку, капитану полиции и тренеру по рукопашному бою есть что рассказать. Сидим за столом, пьем чай, под ногами суетится кошка Лиза.

— Говорят, пес привязан к хозяину, а кошка к дому, — отметил я.

— У собаки есть хозяин, а у кошки — прислуга, — посмеялся Давыдов. Так и разговорились.

Обрезы, пистолеты и японские двигатели

— С детства любил воду, школьником всё время проводил на берегу Оби в Огурцово, — улыбнулся собеседник. — После уроков друзья по домам, а я поплавать. Думал, отслужу в армии, поступлю в мореходку и в рейс, мир посмотреть.

Мечта сбывалась. Служить Давыдова отправили в Амурскую речную флотилию в самом начале 1990-х. Время непростое и неспокойное. Тем более в армии, где не заскучаешь. После обучения отправили патрулировать Амур на катере вместе с рыбоохраной. Как раз разгул браконьеров. Работы в регионе не было, и люди перебивались кто как мог. В том числе и не совсем законными заработками.

Браконьеры — серьезные ребята. Как правило, местные, кто вырос в прибрежных селах. На «промысел» брали удочки, сети и оружие. У команды — солидный арсенал. При себе обрезы, пистолеты или винтовки, оставшиеся со времен Советскояпонской войны или найденные на заброшенных складах. А самые хитрые покупали у японцев и китайцев новенькие двигатели, чтобы катеру было проще уйти от погони. С такой подготовкой хороший улов обеспечен. Бешеной популярностью пользовалась кета. Точнее, её икра. Вкусный и очень дорогой деликатес. Он быстро расходится с Дальнего Востока до самого Калининграда. Но и экипаж Амурской речной флотилии не лыком шит.

— Браконьеры долго думали, что они самые умные: купил новый двигатель и никто тебя не поймает, — вспоминает Алексей Анатольевич. — У флота, конечно, были проблемы со снабжением. Не всегда вовремя получили необходимое. Но, когда нас оснастили современным двигателем, жизнь стала проще. А вот любителям незаконной ловли пришлось несладко. Представьте себе удивление опытного нарушителя, которого догоняет разъездной катер. Кто-то останется без улова, и придется объяснять, откуда на борту пистолет, обрез и пара старых винтовок.

«На задержании нам аплодировали»

Правда, по возвращении домой Алексею Давыдову о мореходстве пришлось забыть. В стране полный бардак, деньги превратились в фантики, а работу днем с огнем не сыскать. Какая романтика далеких плаваний? Тут не знаешь, что ждет тебя завтра. Пришлось переквалифицироваться — в милиционеры. Годик-другой в отделении, а там, глядишь, и жизнь в стране наладится, думал Алексей, но задержался в органах на четверть века. Жизнь внесла свои коррективы, но Давыдов и не жалеет. Сначала он ловил преступников на воде, а потом на улицах, в ресторанах и всевозможных злачных местах, коих в 1990-е было не счесть.

— Расскажите о самом интересном случае.

— На ОбьГЭСе работало одно нехорошее кафе, где любила собираться местная братва. Бандиты перебрали с алкоголем и стали выяснять, кто из них круче. Долго спорить не стали. Слово за слово — взялись за травматику и устроили пальбу, попав одному в лицо, — увлекся рассказом Давыдов. — На место выехало два экипажа, ведь дело серьезное. Мало ли что у отморозков в голове. Приехали — а их и след простыл. В тот вечер прочесали на служебном уазике весь ОбьГЭС.

А дальше, рассказывает Давыдов, было как в кино. По рации сообщение «К кафе подъехали автомобили». «Братки» вернулись с подмогой. У входа собрались крепкие ребята с явным намерением продолжить разборку. Не забыли прихватить пистолеты и автоматы. Но пострелять у них не получилось. Подоспевшая милиция перекрыла пути к отступлению и в момент уложила всех лицом в асфальт, надев браслеты. Бандиты, наверное, даже не поняли, что произошло.

— Мы так быстро скрутили отморозков, что прохожие и персонал кафе нам аплодировали, — добавил Алексей.

«Умей защитить себя, близких, страну»

Единоборствами Давыдов увлекался еще в школе, но после армии надолго забыл о них. В 1999 году начал заниматься в школе русского рукопашного боя «Система Сибирский казак» Андрея Каримова. Набравшись опыта, сам стал тренировать, открыв секцию в мичуринском Доме культуры. Алексей Анатольевич не только расскажет, как вести себя при встрече с уличным хулиганом, но и покажет, как обезвредить его парой точных приемов. А как же казачья культура и традиции? Много ли мы знаем о русских рыцарях, их жизни и подвигах? Давыдов с удовольствием напомнит о страницах прошлого. «Сибирский казак» не только уроки самообороны, но и популяризация истории, сохранение культуры.

— А не сложно совмещать работу в полиции и тренировки?

— Если у меня дежурство, то с воспитанниками занимается мой старший сын. Через год-два выйду на пенсию и смогу тренировать хоть каждый день. Надо же потом куда-то девать свободное время. Потрачу его на полезное дело, — смеется собеседник. — Сначала занимался только с детьми, а потом подумал: отец приведет ребенка и час-полтора сидит скучает. Непорядок. Пусть тоже тренируется. Возрастных ограничений для занятий в секции нет. Мальчикам важен мужской пример, — объясняет Давыдов. — В детском саду, например, работают одни женщины. В школе из мужчин, как правило, только директор, физрук и учитель ОБЖ, и то не всегда. Я воспитываю молодежь, способную защитить себя, близких и страну. Но мало быть физически подготовленным. Надо и знать свою историю. Что дает нашему богатырю силу? Родная земля и русский дух. Их не заменить. Чем крепче стоишь на своей земле, тем ты сильнее.

Владислав Кулагин, фото предоставлено Алексеем Давыдовым