Дороги – это развитие

 17 октября отмечается День работников дорожного хозяйства. Накануне профессионального праздника мы встретились с заместителем директора по автодорожным вопросам районной управляющей компании Андреем Сухоносом и подвели краткие итоги года.

– Андрей Николаевич, как вы оцениваете дорожное сообщение в Новосибирском районе? Легко ли добраться из поселений до областного центра?

– Дорожное сообщение со всеми муниципалитетами Новосибирского района устойчивое, добраться до областного центра не представляет труда. Но все же несколько населенных пунктов у нас находятся в «зоне риска» и в непогоду бывают отрезаны от «большой земли». В числе таких поселок Комаровка в Раздольненском сельсовете. Он расположен в лесистой местности и зимой дорога заметается снегом, образуя сугробы в человеческий рост. Приходится прокладывать путь большим погрузчиком. Весной есть проблемы с дорожным сообщением от Кубовой в сторону Бибихи и Седовой Замки. Там сложный рельеф местности, из-за чего образуется застой воды на отдельных участках.

Это мы говорим о дорогах районного значения. Внутри населенных пунктов большое количество дорог без покрытия – грунтовые или щебеночные. Состояние их также нестабильное. Ежегодно требуется обновлять дорожные одежды, засыпать ямы, грейдировать…

– На какие средства ремонтируют и строят дороги?

– Раньше поступали средства из областного бюджета, все финансирование шло через государственную программу «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения Новосибирской области». Когда транспортный налог передали в район, мы стабильно стали получать 100 млн руб., плюс еще 35 млн руб. по муниципальной программе района. Итого 135 млн руб. Около 40 млн руб. уходит на круглогодичное содержание автомобильных дорог: ямочный ремонт, ремонт обочин, дорожную разметку, установку и замену дорожных знаков. На ремонт остается совсем немного. Для сравнения скажу: ремонт одного километра дорожного покрытия стоит 10 млн руб., а капитальный ремонт – более 20 млн руб. за км. Общая протяженность автомобильных дорог в районе 140 км, примерно 70% требуют ремонта.

– Тем не менее при таком скромном бюджете удается проводить немало мероприятий. Назовите наиболее значимые, из тех, что были сделаны в этом году.

– На первое место я бы поставил автодорогу «Пашино — г. Новосибирск» и «Новосибирск — Сокур». Из-за плотного трафика асфальтное покрытие износилось, образовалась колейность, что создавало опасность на дороге. Мы ликвидировали колею, теперь дорожное полотно ровное.

На той же северной территории, примыкающей к Новосибирску, отремонтировали автомобильную дорогу «Микрорайон «Снегири» и «Мочищенское шоссе — д. п. Мочище».

– Вы назвали дороги, которыми активно пользуются горожане, живущие в Пашино, Снегирях. Это районы Новосибирска…

– Да, но территория наша, дороги проходят по земле Новосибирского района, поэтому бремя содержания и ремонта несем мы. Что касается непосредственно сельской местности, то в списке обновленных дорог – ул. Ленина в микрорайоне Орловка села Барышево, ул. Микрорайон в Криводановке, ул. Ленина в селе Ленинское Морского сельсовета, ул. Центральная в Жеребцово Плотниковского сельсовета, ул. Лесная и ул. Барханная в Мичуринском сельсовете.

Из строительных дорожных объектов выделю три. Заново построен участок – 850 метров – автомобильной дороги, соединяющий п. Красномайский и п. Новоозёрный в Толмачёвском сельсовете. Реконструирована дорога по ул. Восточная в Краснообске. В настоящее время строится дорога в п. Садовый Станционного сельсовета, она соединит микрорайоны «Северный» и «Центральный». Стоимость проекта составляет 59 млн руб., эти деньги выделены из бюджета области по решению суда. Несколько лет назад многодетные семьи получили в Садовом землю, но коммуникации не были подведены. Суд обязал Новосибирский район обеспечить новых жителей дорогами, инженерной инфраструктурой. Общая протяженность полотна составит 4,2 км.

– В Новосибирском районе возводятся новые школы, ФАПы. Но дорога к социальным объектам нередко запаздывает. В Элитном она появилась позже, чем был открыт ФАП. В следующем году планируется ввести школу и амбулаторию в Верх-Туле. Дорогу построить успеете?

– Проект дороги под новую школу в Верх-Туле был готов давно. Но в планах появилась амбулатория и пришлось все переделывать. Сейчас обновленный проект готовится к экспертизе. Если позволит погода, то сделаем первый этап дорожных работ в этом году. В следующем завершим строительство.

– Поговорим о безопасности движения пешеходов. В последнее время в населенных пунктах стали появляться тротуары. Не всем они нравятся. Жители Марусино, например, пожаловались в редакцию, что тротуар сужает проезжую часть, автомобилистам это неудобно.

– Тротуары строятся вблизи образовательных учреждений рядом с пешеходным переходом в соответствии с новыми национальными стандартами. В этом году мы обустроили тротуары в Марусино и Ярково. Нравится это кому-то или нет, но практику эту будем продолжать для безопасности пешеходов, в первую очередь, школьников. В 2022 году на эти мероприятия запланировано 20 млн руб.

– Вернемся к сельским дорогам. Многие из них требуют ремонта. Как попасть в очередь?

– В приоритете дороги социально значимые, где есть школы, больницы, Дома культуры, спортивные центры, по которым проходят школьные маршруты, общественный транспорт. Ну а далее смотрим на состояние дорожного полотна, учитываем мнение людей, есть ли жалобы, обращения.

– Инициатива идет снизу, сельсовет направляет заявку?

– Естественно, на местах виднее, какая дорога нуждается в ремонте в первую очередь. Но есть обязательное условие: чтобы попасть в плановый ремонт, сельсовету необходимо разработать проектно-сметную документацию. В этом году в Новолугововском сельсовете был запланирован ремонт дороги и выделены на это деньги. Но проект не был своевременно сделан, и мы передали денежные средства Мичуринскому сельсовету. –

 Заканчивается строительный сезон. Какие планы на следующий год? Ждать ли нам больших ремонтов?

– Говорить о планах еще рано, они верстаются, готовится проектно-сметная документация. Но однозначно можно заявить, что большие и малые ремонты будут продолжены. Дороги – это развитие. Чтобы двигаться вперед, нужна твердая почва под ногами в прямом и переносном смысле.

Елена Азарова, фото предоставлено Андреем Сухоносом