Площадка для старта в будущее

Вот уже больше года работает центр цифрового и гуманитарного образования «Точка роста» в Раздольненской школе №19. Наш корреспондент побывал там и убедился, что это живой организм, причем организм растущий и развивающийся.

Уроки технологии и информатики здесь успешно сочетаются с реализацией почти 20 дополнительных общеобразовательных программ технической, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной, художественной, естественно-научной и туристическо-краеведческой направленностей. Такое даже сложно представить. Каким же образом удается развивать практически одновременно все эти направления, столь разнородные? Шахматы и робототехнику, школу анимации и мультипликации и школьный пресс-центр, проекты умных домов и рукоделие? Видимо, благодаря энтузиазму и профессионализму педагогов, помноженному на энтузиазм учеников. Стимул понятен: общеобразовательные предметы раскрывают только часть потенциала ребенка, а тут такая перспектива раздвинуть границы своих возможностей. Как пройти мимо нее? Правда, при условии, если педагоги, зная твои наклонности,  ненавязчиво направят тебя в то русло, где ты реально можешь чего-то добиться. Пробовать можно, конечно, всё, но нет ничего печальнее, чем заниматься в принципе не своим делом, даже если на первых порах это приносит тебе удовлетворение. Ломоносовы среди детей, конечно, есть, но их единицы, большинству же надо просто разобраться со своими талантами, определиться с тем, что ты не только хочешь, но и можешь делать. В этом смысле «Точка роста» – практически идеальная стартовая площадка, где происходит «естественный отбор способностей»:  познай себя – и ты познаешь весь мир.

Часть программ, например, «Физика на компьютере», «Патриот», «Театр и дети» (всего их восемь) реализуется с этого года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». И успех этот налицо! Во всероссийской олимпиаде кружкового движения национальной технологической инициативы Юниор (Junior) ученик 5-го класса Александр Гурских вышел в финал и, заняв 9-е место, попал в российскую десятку сильнейших. А восьмиклассник Михаил Сирица, принявший участие в Олимпиаде КД НТИ по теме «Урбанистика», успешно прошел через все отборочные этапы, попал в финал и стал призером. Следует сказать, что в первой из упомянутых олимпиад наряду с Александром Гурских в отборочном туре приняли также участие шестиклассники Иван Андранович и Никита Фисенко. А ведь само приглашение стать участниками олимпиады – уже достижение: за ним стоит большая подготовительная работа. Не подкачали и младшие школьники. Так, ученик 2-го класса Миша Беляев вышел в финал соревнований по скреч-программированию и получил сертификат финалиста. Причем ученики начальных классов 19-й школы– не самые юные участники программ «Точки роста». В дошкольном отделении образовательной организации даются (в игровой, разумеется, форме) «Основы робототехники». Тем самым у воспитанников создаются предпосылки серьезного интереса к техническому творчеству.

Вместе с тем громкие успехи отдельных ребят– это только верхушка айсберга. Едва ли не половина учеников в настоящий момент задействована в той или иной мере в работе школьной «Точки роста». Увлеченность многих ребят, которых мы встретили на территории центра, проходя по нему с руководителем Светланой Михайловой, была видна, как говорится, невооруженным глазом. Один из первых, на кого нельзя было не обратить внимание на пути, был, кстати, участник всероссийской олимпиады Иван Андранович, колдовавший над «своим» роботом. Паренек оказался очень серьезным, не склонным к какой-либо публичности. От мини-интервью(то ли по этой причине, то ли потому что занятие всецело поглощало его внимание) он отказался. Зато нам повезло в отношении сотрудников школьного пресс-центра. Они, как, впрочем, и положено журналистам, оказались на редкость коммуникабельными, хотя и готовились к съемке сюжета для школьного телевидения. Телекорреспондент – восьмиклассник Никита Дурдук, мечтающий о театральной карьере, еще раз пробегал глазами текст школьных новостей перед их озвучкой на камеру. Интересно было услышать мнение руководителя пресс-центра Вероники Сухаревой: «Я закончила эту школу как раз в год, когда создавалась «Точка роста». Ее открытие уже не застала, но теперь могу сказать, что в школе изменилось абсолютно всё – отношение детей к учебе, отношение педагогов к тому, что мы делаем… «Точка роста» стала точкой роста всей школы. Выросли педагоги– эта площадка заставляет нас развиваться… Включаются в этот процесс и родители, у них просто не остается иного выбора. Жизнь в школе стала намного интересней, разнообразней…». Это подтверждает и Светлана Михайлова. Однако, по ее словам, всё упирается в интересы ребенка или отталкивается от них. Поэтому происходит постоянная корректировка курса. Какие-то программы могут закрываться, утратив свою актуальность, а какие-то, наоборот, рождаться прямо на глазах.

Побывали мы и в компьютерном центре, душа которого – учитель информатики Оксана Сирица, и в шахматном царстве, где властвует вместе с участниками кружков «Юный гроссмейстер» и «Ход конем. Шахматы» педагог Юлия Лунаева.

Общий итог работы «Точки роста» за минувший учебный год и начало нынешнего подвела директор школы Оксана Таскаева: «Дети активно занимаются, получают определенные навыки. Появились уже первые успехи в олимпиадах. Хотелось отметить большую работу педагогов – Оксаны Владимировны Сирицы, руководителя центра Светланы Викторовны Михайловой, Юлии Юрьевны Лунаевой. Дистанционное проведение конкурсов, то, что у нас налажено сетевое взаимодействие – это тоже, конечно, плюс: приезжают для занятий в «Точке роста» дети из других школ – Жеребцовской, Гусинобродской и Каменской. В этом году мы начали занятия по робототехнике в детском саду – родители рады, записывают своих детей с удовольствием. Будем пробовать, смотреть, что получится. Радует наш медиацентр – то, с каким интересом дети участвуют в разных мероприятиях: первая «проба пера» очень важна для выбора дальнейшей профессии или специальности. Нравится, как работает с ними наш новый педагог Вероника Андреевна Сухарева, выпускница нашей школы. У детей просто глаза горят. Большой плюс еще в том, что ученики заняты после уроков, не болтаются где-то, а находятся на занятиях кружков… Чего бы хотелось в дальнейшем? Дело в том, что у нас в селе нет клуба, и люди старшего поколения, в отличие от детей, как бы предоставлены самим себе. Будем думать над тем, что бы могли в рамках дополнительного образования сделать еще и для взрослых. Такое намерение есть, несмотря на очень насыщенный график занятий».

Несомненно, такая постановка вопроса – отражение специфики Раздольного, десятки лет живущего без своего культурного центра – в этих случаях, как правило, именно школа берет на себя хотя бы часть его функций. Это – миссия. И директор, и педагоги школы как патриоты родного села не могут и не хотят уклониться от ее выполнения. Ну а свой вердикт относительно того, чем стала «Точка роста» для 19-й школы, должны вынести, конечно, те, для кого она открывалась: сами дети. Мы их сильно не выбирали, спросили тех, кто оказался рядом. Вот что говорит Артем Смородин: «Мне нравится ходить на шахматы, участвовать в турнирах, получать дипломы, быть среди лучших, развивать свое будущее».Сергей Фисенко: «Мне также нравится ходить на шахматы, играть с друзьями – процесс увлекательный и занимательный… Тут очень красиво». Артур Мартиросян: «Мне кажется, здесь очень интересно, можно ходить на любые кружки – заниматься, чем понравится, осваивать новое… Что привлекает больше? Наверное, робототехника, работа на компьютере … Много всего интересного». Убежден, подобное могли бы сказать большинство посетителей «Точки роста» в этот день. Она не пустует, но в то же время и не является «проходным двором»– каждый тут может найти свою нишу для «развития своего будущего», если уже не нашел.

Юрий Малютин, фото автора