Будем менять мышление

В Новосибирском районе стартовал проект «Молодые лидеры образования». Он проходит уже второй раз. Опыт прошлого года оказался очень удачным, и обучающие программы для молодых педагогов, вошедших в кадровый резерв, решили повторить.

«Молодые лидеры образования» – совместный проект районного управления образования и Учебного центра новых социальных технологий, который реализуется при финансовой поддержке администрации Новосибирского района. В нем участвуют руководители образовательных организаций, учителя, воспитатели, педагоги-психологи, специалисты профильного управления, которые вошли в кадровый резерв муниципальных организаций. Все они предварительно прошли собеседование с экспертами, которые оценивали их личностные качества, профессиональные достижения, стремление к карьерному росту, желание работать в системе образования.

Молодые и амбициозные педагоги собрались в гостинице «Приморье» (Морской сельсовет). Такой формат выбрали по опыту прошлого года. Обучение с проживанием, с полным отрывом от рабочего процесса позволяет эффективно использовать время, как говорится, пройти обучение с максимальным погружением. К тому же это хорошая возможность для участников группы сдружиться, создать сообщество молодых профессионалов района, что всегда помогает в работе.

В этом году в проекте приняли участие еще больше педагогов – 31 человек (в прошлом году – 15). Обучение состоит из четырех сессий, каждая по четыре дня. С участниками работают эксперты Учебного центра.

– Система образования – одна из самых подвижных сфер, она как никакая другая живо реагирует на внешние перемены. Поэтому педагогическим работникам особенно важно постоянно учиться, совершенствоваться, – отметил, открывая встречу, эксперт Центра Евгений Сердюк. – Только тогда вы будете успешными, сможете стать лидерами для коллег, учеников, родителей. Наша программа нацелена на формирование устойчивой мотивации к активной, творческой работе в образовательных учреждениях; формирование позитивной профессиональной и жизненной позиции, управленческой компетентности; на развитие лидерских навыков, умение эффективно общаться, разрешать конфликты, принимать ответственные решения.

Евгений Сердюк также подвел некоторые итоги прошлогоднего проекта и рассказал, что пять участников первого выпуска уже заняли руководящие должности. Игорь Сидоренко стал директором Раздольненской школы № 19, Ксения Фёдорова возглавила местное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых» в Новосибирском районе, Татьяна Шевлякова принята на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Барышевской школе № 9 и возглавила районное методическое объединение заместителей директоров по УВР, заместителем по воспитательной работе в Лицее № 13 стала Екатерина Ефанова, а Екатерина Воробьёва теперь – руководитель районного методобъединения заместителей директоров по ВР.

Поприветствовать участников в первый день сессии приехал глава Новосибирского района Андрей Михайлов. Беседа с педагогами прошла в формате «Встреча без галстуков», Андрей Геннадьевич ответил на самые разные вопросы о своих жизненных принципах, наставниках, поддержке педагогов, социально значимых проектах в районе.

2023 года в России объявлен Годом педагога и наставника и, конечно, первый вопрос главе района был о людях, которые были для него примером, помогли задать жизненный вектор и расставить приоритеты. В детстве зачастую роль наставника выполняют наши родные. Так и для Андрея Михайлова примером был его отец, который привил сыну стремление работать и зарабатывать. Уже с пятого класса, рассказал Андрей Геннадьевич, он во время летних каникул устраивался на подработку. Особое влияние оказала и первая учительница, которая увидела в мальчике задатки лидера и назначила председателем совета отряда (были такие в пионерском прошлом). Первым наставником в профессиональной деятельности стал тогдашний глава г. Искитим Виктор Пфейфер. С благодарностью вспоминает Андрей Михайлов о своем научном руководителе – докторе юридических наук, профессоре, заведующем кафедры нескольких вузов Игоре Кравце. «Много знаний в плане управленческой эффективности я почерпнул у первого заместителя председателя правительства региона Владимира Михайловича Знаткова, – отметил глава района и добавил, – сегодня я и сам примеряю на себя роль наставника. Когда приходит новый человек, ему какое-то время приходится помогать, ставить цели, корректировать рабочие процессы. Моя задача как руководителя – создать команду не просто грамотных специалистов, а единомышленников, надежных партнеров».

Логичным был следующий вопрос о формуле успеха и личных мотивациях. «Учиться, учиться и еще раз учиться – фраза известная, она никогда не теряет актуальности, – подчеркнул Андрей Михайлов, у которого за плечами три вуза и ученая степень кандидата юридических наук. – Сегодняшняя жизнь настолько динамична. Она постоянно требует все новых знаний, никогда нельзя останавливаться, нужно постоянно совершенствовать навыки и умения, чтобы оставаться востребованным».

Говорили на встрече о новых проектах, перспективных направлениях. В частности, затронули развитие спорта в районе. «Сегодня мы начинаем выстраивать серьезную работу, цель которой – максимальное вовлечение всех жителей района: детей, взрослых, пожилых, людей с инвалидностью и ограничениями по здоровью в систематические занятия спортом», – отметил глава района. Серьезные усилия сегодня направлены на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Андрей Михайлов анонсировал открытие этим летом палаточного лагеря для юнармейцев, с которыми будут заниматься спецназовцы. А также пригласил на уже ставшее традиционным районное торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы, которое пройдет 4 мая на Шиловском полигоне.

Спросили Андрея Геннадьевича и о том, не хотел ли он стать учителем. Глава района заметил, что учитель – особая профессия, требующая определенного склада характера, определенного мировосприятия, внутренней составляющей, которая позволяет получить отклик в душах детей. «Я человек другого склада, мне нужен быстрый результат, а с детьми нужно по-другому. У меня другие задачи – обеспечить ресурсы, которые позволят вам спокойно работать, раскрывать таланты детей. Это и новые школы, и материально-техническое обеспечение, спортивные и культурные объекты, улучшение условий жизни и т. п.», – отметил глава района. В частности, Андрей Михайлов рассказал о муниципальной программе предоставления служебного жилья для специалистов социальной сферы, которая начала работать в районе. Так, в 2021 квартиру получил один человек, в 2022 году – четыре, а в 2023 году – уже семь. Кроме того, существует и областная программа. Педагогам просто нужно собрать все необходимые документы и встать на очередь. И это не единственная мера поддержки, которые сегодня оказываются работникам образования.

Глава района поблагодарил педагогов за эффективную работу, за стремление совершенствоваться самим и помогать развиваться детям. Он отметил, что система образования района претерпела серьезные сдвиги. «Когда мы начинали работать в 2020 году, – отметил Андрей Михайлов, – Новосибирский район был на 34 месте из 35 в областном рейтинге, а по итогам 2022 года мы уже на 16-й позиции. Это результат серьезной работы всего педагогического сообщества и органов управления образования. Но у нас еще более амбициозная задача – войти в тройку лидеров, и в этом нужна помощь каждого из вас». Он поинтересовался, чего же ждут молодые учителя и воспитатели от Года педагога и наставника. Учитель истории Лицея № 13 Михаил Шабанов сказал, а коллеги дружно его поддержали – повышения статуса профессии педагога, это будет хорошей мотивацией для развития, для повышения эффективности работы, для увеличения числа именно молодых учителей и воспитателей в наших школах и садах. Михаил Анатольевич даже предложил создать проект, похожий на известный всем «Герои с нашего двора», который бы прославлял учителей. Например, размещать на баннере талантливого ребенка с описанием его успехов, а рядом его наставника. Идея всем показалась интересной, решено было ее продумать более детально.

Встреча с главой закончилась, но обучение педагогов только началось. Во время сессий молодые лидеры будут изучать психологию управления персоналом, правила коммуникации, обсуждать проблемы власти, учиться принимать управленческие решения в сложных ситуациях, делегировать полномочия и контролировать исполнение поручений. И все это не на скучных лекциях, а в живом диалоге, в ролевых играх. Такой формат позволяет на практике понять, попробовать, проанализировать и сделать свои выводы. Организаторы так определили главную задачу – будем менять мышление, внутреннее отношение к происходящему.

– Нисколько не пожалела, что стала участником проекта, четыре дня пролетели на одном дыхании. Все структурировано, четко, видно, что эксперты – настоящие профессионалы, – поделилась впечатлениями учитель информатики Барышевской школы № 9 Галина Петрова. – Самое интересное, что за все время не сделали ни одной записи, весь теоретический материал сразу отрабатывался на практике, проигрывали разные ситуации, выполняли задания индивидуально, группами и всем коллективом, каждый участник попробовал себя в самых разных ролях. И, поверьте, каждый сумел открыть в себе что-то новое. И никакой усталости! Столько энергии и сил! Мы все очень сдружились между собой, к концу четвертого дня стали настоящей командой. Сессия закончилась, а я уже жду следующей встречи, которая намечена на август. Сейчас пока анализирую полученные знания, раскладываю, как говорится, по полочкам в голове. Но точно хочется двигаться, хочется работать!

Татьяна Кузина, фото автора