От 16 и младше: дети за рулем все чаще становятся участниками ДТП

В летний период на дорогах резко возросло количество мототранспортных средств под управлением несовершеннолетних. Желание прокатиться с ветерком на мопеде или скутере может привести к печальным последствиям. Факты дорожно-транспортного травматизма с участием детей и подростков уже зарегистрированы на территории Новосибирского района. О ситуации на дорогах беседуем со старшим инспектором БДД отдела пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по НСО майором полиции Светланой Христолюбовой.

– Светлана Петровна, летние каникулы в самом разгаре. На дорогах общего пользования и даже на федеральных трассах можно увидеть подростков на мопедах и скутерах. Мне, например, всегда тревожно за юных водителей.

– Разделяю ваши чувства. Мототранспортные средства, к которым также относятся скутеры, мопеды, мокики – средства передвижения повышенной опасности. Они менее устойчивы на двух колесах, а при маневрировании на скорости даже опытные водители не всегда способны избежать аварийной ситуации, а тем более дети. Даже на скорости 20–30 км/час они не всегда могут правильно оценить дорожную обстановку, избежать столкновений, что приводит к тяжелым травмам.

За три месяца весенне-летнего периода (апрель, май, июнь) на территории Новосибирской области уже зарегистрировано 74 ДТП с участием мототранспорта, в которых 3 человека погибли и 86 получили травмы различной степени тяжести. Особую тревогу вызывает тот факт, что в несколько раз выросла статистика аварийности среди несовершеннолетних водителей, когда за рулем мототранспорта находятся дети и подростки до 16 лет. С их участием зарегистрировано 16 ДТП (в прошлом году – 7), в которых 1 ребенок погиб и 15 детей травмировано. Трагический случай произошел 17 июня в г. Обь. 15-летний водитель, управляя мопедом, в ночное время двигался по дороге вблизи железнодорожных путей от станции Аэрофлот в сторону Павино и совершил наезд на разрытую яму, которую, возможно, не заметил в темноте. В результате мопед опрокинулся, несовершеннолетний водитель получил травмы, несовместимые с жизнью.

– Какая статистика ДТП в Новосибирском районе?

– Две аварии с участием детей до 16 лет. 30 мая в селе Верх-Тула 15-летняя девушка, управляя мопедом Suzuki Lets, с 15-летней пассажиркой двигалась по улице Советская и допустила столкновение с попутным автомобилем «Ниссан-Атлас». В результате дорожно-транспортного происшествия подростки получили травмы различной степени тяжести. Другой случай произошел 15 июня с 13-летним подростком. Он ехал из Криводановки в сторону Новосибирска на мопеде Motolаnd и при выполнении маневра левого поворота совершил столкновение с автомобилем «Тойота-Камри», который двигался в попутном направлении. Юный водитель с многочисленными травмами госпитализирован в медицинское учреждение.

– Во всех случаях управляли мопедами дети до 16 лет. С точки зрения закона, это как?

– Грубейшее нарушение. В соответствии с требованиями статьи 25 и 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» несовершеннолетние водители могут управлять только по достижении 16 лет мопедом и приравненными к ним транспортными средствами (скутер, мокик, мотовелосипед, квадрицикл). Это, во-первых. Во-вторых, при управлении этой техникой необходимо наличие водительского удостоверения категории «М», а управляя легкими мотоциклами (его рабочий объем двигателя не превышает 125 куб. см, максимальная мощность – 11 киловатт) – категории «А1».

– Выходит, юные мотоциклисты дважды нарушили ПДД: не имели водительских прав и не достигли возраста. Какие меры наказания предусмотрены, и кто будет нести ответственность?

– Ответственность за лиц, не достигших 16 лет, несут родители. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, за управление мототранспортом без водительского удостоверения лицами, достигшими 16-летнего возраста, предусмотрен административный штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей с помещением транспортного средства на специализированную стоянку. За передачу родителями мототранспортного средства несовершеннолетнему, не имеющему водительского удостоверения, предусмотрен административный штраф в размере 30 000 рублей. Помимо этого, в обязательном порядке автоинспекторы информируют подразделения участковых уполномоченных полиции и инспекции по делам несовершеннолетних. Конечно, дело не столько в штрафах, сколько в последствиях. Если в ДТП пострадал ребенок, родители потом каются и сожалеют, что раньше времени доверили сыну или дочери мопед, а то и мотоцикл. Надо сказать, что сегодня мототехнику приобретают в семью не по острой необходимости, а исключительно для занятости своих детей, для развлечения и удовольствия. Зачастую можно услышать родительское недоумение: мы в молодости сами учились вождению, катались по деревне. А что такого?

– В самом деле. Раньше где-нибудь на задворках села дети самостоятельно с помощью старших ребят учились езде на мотоцикле, скутере, а то и автомобиле. Родители, как правило, не запрещали.

– В современных условиях недопустимо самостоятельное обучение детей управлению транспортными средствами, тем более что происходит это, как правило, в кругу необученных сверстников без контроля взрослых. Обучение молодых водителей должно осуществляться только в системе существующих учебных программ автошкол.

– Многие до сих пор полагают, что управление мотоциклами разрешается с 16 лет. Как было раньше, в годы СССР.

– Это не так. Управлять мотоциклом разрешается с 18 лет, как и автомобилем. Обучаться вождению в автошколе можно с 16 лет, но права в таком случае будущий водитель получит в 18 лет.

– В крупных населенных пунктах, таких как Верх-Тула, Криводановка и других поступают жалобы от населения, что мотоциклисты нарушают не только ПДД, но закон о тишине. Гоняют в ночное время под окнами. Мешают спать жителям. Куда обращаться с жалобами, как призвать к порядку?

– О всех нарушениях ПДД, в том числе управлении транспортными средствами лицами, не имеющими водительского удостоверения, можно сообщить в дежурную часть ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области по телефону: 232-85-50, чтобы экипаж госавтоинспекции проверил дорожную обстановку. В случае выявления нарушителей они будут привлечены к административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения.

Ответственность граждан за нарушение тишины предусмотрена в законодательных актах органов власти муниципального образования. Соблюдение общих правил культуры поведения и уважения к людям может исключить подобные факты сознательного нарушения тишины и спокойствия молодыми мотогонщиками.

– Немного о велосипедах. Это самый доступный и популярный у детей транспорт. Здесь не нужны права. Но есть возрастные ограничения и правила безопасности. Давайте напомним о них.

– Велосипедом можно управлять с раннего возраста, но движение по проезжей части разрешено с 14 лет. В этом возрасте ребенок уже может адекватно оценивать ситуации на дороге. При выезде на проезжую часть надо использовать велошлем и другие защитные средства: перчатки, наколенники, налокотники. По проезжей части необходимо двигаться не далее 1 метра от правого края, соблюдая при этом требования сигналов светофора и дорожных знаков. Пересекать проезжую часть надо в зоне пешеходного перехода, заранее спешившись, рядом перевести велосипед. Летние каникулы продолжаются. Хочется пожелать детям провести их активно, с пользой для здоровья и без травм.

Беседовала Елена Азарова, фото предоставлено Госавтоинспекцией