По исполнению бюджета вопросов не возникло

 Состоялось заседание 12-й очередной сессии Совета депутатов Новосибирского района. Вел заседание председатель Совета Сергей Зубков. В работе сессии принял участие глава Новосибирского района Андрей Михайлов.

24 народных избранника обеспечили кворум: сессия была полномочна принимать любые решения. График работы был достаточно плотный, на повестке дня стояло 27 вопросов, в том числе три вопроса финансово-экономического блока. И, надо сказать, их обсуждение (и не только их, а, пожалуй, всех вопросов сессии) проходило в конструктивном русле. Безусловно, самая важная тема повестки дня – исполнение бюджета за 9 месяцев текущего года. Вот что об этом сказал основной докладчик, начальник управления финансов и налоговой политики Новосибирского района Алексей Афонин:

– По итогам 9 месяцев 2021 года поступление в доходную часть бюджета района составило 3 млрд 412, 3 млн рублей. Это порядка 75% от запланированного годового объема. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года повышение налоговых и неналоговых поступлений, в том числе и по собственным доходам, налицо: 330 млн руб. со знаком плюс. А межбюджетных трансфертов в этом году поступило в бюджет даже на 592 млн рублей с лишним больше, чем в 2020 году.

Таким образом, темпы роста за 9 месяцев по сравнению с прошлым годом составили 137%. Налоговые и неналоговые доходы на данный момент находятся на уровне 90,7% исполнения от годовых объемов. В целом достаточно хорошо «идут» и собственные доходы… Теперь что касается расходной части бюджета. Хотел бы здесь отметить следующее. Общий объем потраченных ресурсов за 9 месяцев составляет 3 млрд 66,4 млн рублей. Это порядка 65% от годового плана. Речь идет о кассовом исполнении, то есть об уже об оплаченных контрактах по оказанию услуг, проведенных работ, производству товаров. При этом, на что хотел бы обратить внимание, процент расходов по уже заключенным контрактам составляет порядка 98% (сюда входят и наши муниципальные программы). Таким образом, уже сейчас можно увидеть, какой процент исполнения расходной части мы должны получить на выходе к концу года. Правда, по замечанию докладчика, есть отрасли или разделы, где процент исполнения расходной части бюджета за 9 месяцев ниже, чем средний по району. Это раздел национальной экономики, где основную роль играет дорожное хозяйство – выполнение работ по дорогам (21,5% исполнения расходной части), раздел охраны окружающей среды (13,5%), раздел культуры (44,7%) и радел физической культуры и спорта (28,35%). Докладчик подчеркнул, что это опять же кассовое исполнение расходной части. На самом деле «законтрактованное» поле по этим разделам гораздо шире – надо лишь довести ведущуюся работу до логического конца. Депутатами такие объяснения были восприняты как удовлетворительные, тем более что вопрос по исполнению бюджета за 9 месяцев был детально поработан на профильной комиссии Совета. Итоги голосования говорят сами за себя. 23 народных избранника из 24 проголосовали за утверждение исполнения бюджета за 9 месяцев текущего года (один голос был подан против). Последующие два вопроса финансового блока – утверждение нового Положения о бюджетном процессе в Новосибирском районе и утверждение новой методики расчета размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений района особых вопросов у депутатов не вызвали. И за Положение и за методику депутаты проголосовали единогласно.

Пожалуй, самый большой резонанс (но опять же в положительном смысле этого слова) вызвало обсуждение вопроса по передаче районом полномочий органам местного самоуправления в части организации в границах поселений тепло- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом (докладчик – замглавы администрации района Саргис Авагян). Речь идет о передаче полномочий 11 поселениям района. Надо заметить, что все эти вопросы – местного значения, и «отстранение» глав местного самоуправления от их решения сужает и без того не очень широкое поле их деятельности и, думается, в чем-то противоречит не столько даже букве, сколько духу федерального закона о местном самоуправлении – №131-ФЗ. Но это было всего лишь одним из аспектов проблемы. Дискуссию инициировала депутат Наталья Пшеничная. «Предыстория этого вопроса (передачи полномочий от поселений району), – сказала она, – состояла в том, что сельские поселения не справляются с исполнением полномочий в полном объеме. Потому что львиная доля средств местного бюджета тратится как раз на решение вопросов тепло- и водоснабжения, подготовки к зиме и так далее. В итоге от бюджета остаются крохи на решение других жизненно важных вопросов поселения. Вот и было принято в 2017 году решение о передаче этих полномочий на уровень района. Процесс должен был распространиться на все поселения района. Мы же ежегодно эти полномочия без финансового сопровождения передаем снова в поселения и они вынуждены их финансировать из своего бюджета. Давайте тогда ко всем поселениям подходить одинаково. Если у одних мы полномочия забираем, а деньги им оставляем, то и в отношении и других надо сделать то же самое – найти для них дополнительные средства. А то получается не совсем справедливо». Коллегу поддержал депутат Олег Агуреев: в том смысле, что передача полномочий «туда-сюда» в течение ряда лет вряд ли будет способствовать решению проблемы.

В качестве оппонента выступил депутат Петр Селезнев: некоторые сельсоветы, вроде Новолуговского, по его мнению, вполне успешно справлялись с решением подобных вопросов местного значения, и всех под один знаменатель подводить не надо. Реплика Саргиса Авагяна: «Прежде, чем поселения полномочия принимает… с ними же это тоже согласуется». В дискуссию, как бы расставляя точки над i, вмешался глава района Андрей Михайлов. «Вопрос передачи полномочий на самом деле непростой, – сказал он. – Иногда транслируется другой посыл – о передаче полномочий поселений в район. Но почему же многие из них этого не делают? Да потому что ближе всех к населению сельский совет, и управлять жилищно-коммунальным хозяйством, конечно, лучше на местах. И очень многие территории, если мониторить ситуацию по области, оставили полномочия при себе. Вопрос финансирования отрасли, конечно, тоже не из простых. Но сегодня эта проблема решается просто: выстроена определенная система – тарифы и затраты покрываются, финансируются из областного бюджета. В 2022 году на эти цели в районе планируется израсходовать 208 млн рублей; деньги приходят в район и потом мы их отдаем МУПам (сельским предприятиям ЖКХ)… В целом же мы с вами договаривались, что проанализируем работу каждого предприятия ЖКХ и с этим выйдем в следующем году на районный Совет. Возможно, по каким-то территориям коллегиально примем решение о передаче полномочий… Поддержу в этом плане Петра Ивановича Селезнева и других коллег: если забрать полномочия у глав по тепло- и водоснабжению, то что тогда у них останется? Дороги и культура? Под удар ставится сам статус главы… В этом году предлагаю остановиться за сохранением полномочий за сельсоветами, а в следующем, повторюсь, будем анализировать ситуацию…

За такое развитие событий проголосовали – по каждому сельсовету – 22 народных избранника при одном воздержавшемся и одном проголосовавшем против. Это, кстати, был «пик противостояния» по разделившимся голосам на сессии, чему в немалой степени способствовало коллегиальное разъяснение ситуации по тем или иным вопросам депутатов с подключением председателя Совета, главы района и его заместителей. Хотелось бы, что бы такой характер проведения депутатских форумов стал нормой для работы четвертого созыва районного Совета.

Юрий Малютин, фото автора