Прощёное воскресенье

22 февраля Православная церковь вспоминает Адамово изгнание из рая. Это воскресенье называется Прощёным, после него вступает в законные права Великий пост.
Чего мы желаем друг другу чаще всего? Ответ очевиден — счастья. И здоровья, конечно, но чаще всего тогда, когда испытали на себе, как мы несчастны, когда нет здоровья. Даже для того, кому слова о рае и Боге кажутся полной чепухой, совершенно естественно желание быть счастливым, потому что душа создана Богом для вечной жизни и вечного блаженства, и в отличие от разума душа это помнит. Но мы дети своих прародителей Адама и Евы, их наследники, и едва родившись, мы уже получили повреждённую человеческую натуру, сроднились с ней и не знаем иного. А вот сотворённая Богом душа знает и тоскует о рае.
Адам, Божие творение, был прекрасен, нарекал имена животным и мог прозревать сущее, умел любить и быть благодарным, иначе никогда бы не произнёс признания, впервые увидев свою жену: «Кость от костей моих и плоть от плоти моея». Адам был обитателем Эдемского сада, но всё это — и красота, и гармония, и любовь — оказалось утраченным в один миг, когда, что называется, бес попутал…
Адам стал первым предателем по отношению к своей жене и своему Богу: он не задумываясь обвинил сначала её, что соблазнила, а потом и Самого Творца: плохую жену дал. По преданию, осознав (увы, задним умом) весь масштаб катастрофы, Адам был очень несчастен. Вслед за ним и мы оказались за эдемскими вратами, не в Царствии Божием, а на проклятой земле, где всё доброе и хорошее, всё полезное и нужное требует невероятных усилий. А самое ужасное в том, что и винить-то, кроме себя, некого… Как выразился классик Жванецкий, «спасибо себе за всё»!
Вспомним притчу. Учитель заставил вспыльчивого ученика забивать в забор гвоздь всякий раз, когда тот не сможет удержаться от гнева. Ученик исполнил послушание, и через какое-то время забор был утыкан гвоздями. Однако постепенно ученик научился справляться с собой. И тогда учитель велел ему опять же всякий раз, как он сможет сдержаться, вынимать по гвоздю. Ученик исполнил и это и позвал учителя, когда последний гвоздь был вынут. «Посмотри, — сказал он, — я научился справляться с собой». — «Посмотри и ты, — ответил ему учитель, — забор теперь весь в дырах, а сердца, которые ты ранил, – в шрамах». Хорошая, отрезвляющая притча. «Дырявый забор» всё равно остаётся твоим прошлым и твоей ответственностью, даже если ты уже совсем другой человек. Осознавая собственное несовершенство, слабость, «адамово наследство», уже не хочется судить да рядить ближнего, попрекать его ошибками, указывать на промахи. Наоборот, становятся очень понятными испуганные слова апостолов на Тайной вечере, когда им было открыто, что один из них окажется предателем: не я ли, Господи?
Есть предание, что однажды некий святой отчаялся, наблюдая все мерзости этого мира, и воскликнул: Господи, как же Ты терпишь?! Господь явил ему картину: чаша Божьего долготерпения была наполнена почти доверху, ещё немного, ещё один чей-то грех — и перельётся через край. Вдруг чаша начала пустеть: кто-то раскаялся, кто-то оказал ближнему милость, кто-то от сердца помолился за другого, кто-то смог простить. Несколько простых добрых дел ослабили силу зла, потому что оно, как тьма, не сущностно: стоит появиться маленькому огоньку — и тьма рассеется.
Прощёным Воскресеньем православные христиане начинают Великий пост. Не верьте, когда говорят, что способность к смирению и прощению — удел слабых. Это неправда. Как сказал классик, «да отрежут лгуну его гнусный язык»! Возможно, не надо (в целях педагогики) раздавать обидчикам своё прощение авансом, особенно если его у тебя не просят. Но перед Богом отпустить им их вину нужно обязательно. Умение прощать требует великодушия и мужества, более того, оно возвращает нам свободу. Ни предательство, ни обиды, ни унижение над нами больше не властвуют, не господствуют, не имеют никакой силы.
Простите меня, дорогие!
Наталья Никольская