А сейчас вылетит птичка

Пять лет назад в краснообском Доме культуры появилась детская фотостудия «Птичка». В сентябре творческое объединение отпразднует свой первый юбилей. О том, как все начиналось, что значит работать с детьми и каким должен быть настоящий фотограф, корреспонденту «НР» рассказала руководитель фотостудии Яна Колесинская.
«Фотографией я увлеклась еще в детстве, маме пришлось разориться на кучу необходимых вещей: фотоаппарат «Смена-8М», бачок, фотоувеличитель, красный фонарь, глянцеватель… Только наставника у меня не было, и учиться пришлось самой. В библиотеке взяла книгу «25 уроков фотографии» и кропотливо ее изучила, — рассказывает руководитель «птичек». — Засветила кучу пленок, испортила кипу бумаги».
Нет штампам и «рожкам»
9-2К открытию детской фотостудии привела счастливая случайность. На одном из мероприятий в краснообском ДК Яне Колесинской предложили поделиться своими знаниями со школьниками. Студию пришлось создавать на пустом месте, но уже через три месяца «Птичка» открыла свою первую фотовыставку. Называлась она незамысловато — «Первые шаги». Ее авторы — самая первая группа учеников — уже выросли, окончили школу. Затем пришли младшие дети, которые занимаются и третий, и даже четвертый год. Они говорят: «Мне смешно смотреть на свои первые фотографии. Оказывается, я ничего не умел».
«Прежде всего я стараюсь избавить их от штампов, свойственных любому, кто вообразил себя фотографом только потому, что обзавелся зеркальной камерой, — рассказывает наставница «птичек». — Чтобы добиться результата в любом искусстве, нужно долго и кропотливо учиться. А в фотографии возникает опасная иллюзия творчества: камеру взял, кнопку нажал, и вот уже что-то есть, значит и работать не нужно. Сегодня в социальные сети выкладывается огромное количество таких убогих снимков! Их создатели даже не подозревают, как они безграмотны и вульгарны».
Кроме невежества, под запрет Яны Колесинской попали кривляния на камеру и «рожки», заполонившие дилетантские снимки. «На это табу накладываю сразу, увижу, что «птички» подвержены этой пошлости, — немилосердно изгоняю, — шутит фотограф. — Отучаю их от позирования. Одно дело — придумать и создать образ, и совсем другое — бессмысленно пялиться в камеру. Прежде всего мы учимся репортажной съемке, а это значит фиксировать жизнь в ее естественном течении. Как говорил Анри Картье-Брессон, выдающийся мастер реалистичной фотографии XX века, надо ловить решающий момент, тот самый, благодаря которому по единственному кадру о человеке можно будет рассказать не меньше, чем после долгого знакомства».
Каждому свое
Следующий шаг — донести до воспитанников, что фотография — это вдумчивое искусство. «В первую очередь необходимо ответить на вопросы: «Зачем тебе это нужно? Что ты хочешь показать? Кому и для чего?». Попробуй, покружись вокруг объекта, понаблюдай, поизучай его и только потом, грамотно и осмысленно, делай снимок, — объясняет Яна Колесинская. — Когда они начинают понимать и принимать основные правила фотоискусства, у нас начинается творчество. Мы думаем, разрабатываем темы, ищем новые решения. У ребят порой возникают такие интересные идеи, даже сама завидую».

Яна-КолесинскаяЯна Колесинская, руководитель фотостудии «Птичка»: «Чтобы расти и развиваться, необходимо знать общую картину мира: кто, когда и как делал что-то до тебя и делает сейчас. Я радуюсь, когда дети не только называют имена любимых фотографов, но и умеют объяснить, что привлекает в этих работах. Предлагая им говорить все, что думают, я иной раз получаю такие суждения, каких не услышишь от взрослых коллег».

Так, прочитав роман Стейса Крамера, Маша Беляева придумала фотопроект — проиллюстрировать книгу. «Мы нашли модель, всю зиму мы писали сценарий, создавали в студии антураж, придумывали костюмы, жгли свечи, разрисовывали красками зеркала, и все для того, чтобы донести идею романа — нужно ценить жизнь, несмотря на трудности и разочарования. Несколько фотографий мы выбрали для нашей фотовыставки «Портрет поколений», посвященной юбилею Победы, но работа над проектом в самом разгаре, и конца-края ей не видно», — рассказывает руководитель «Птички».
Каждый из ребятишек силен в чем-то своем. Лиза Вельможина схватывает налету и потом объясняет остальным просто и доходчиво. Никита Петрищев любит порассуждать, после чего выдает философские снимки. Артем Савватеев генерирует идеи, например придумал фотографировать архитектуру Краснообска с уклоном в космическую тематику. Привел с собой младшую сестренку, которую задействовали как модель, но Соня быстро обнаружила талант фотографа и уже через пару месяцев сделала отличные снимки для фотовыставки.
«К нам ребятишки приходят разновозрастные, самым младшим 8 лет. Для фотографии это рановато. Хочется бегать, веселиться, дурачиться, а тут надо слушать, проявлять терпение, концентрировать внимание, — отмечает Яна Колесинская. — И ведь у них получается! Таня Фидченко пришла в «Птичку» во втором классе. И такого волевого, осмысленного стремления научиться, почувствовать результат своей работы в столь юном возрасте я еще не встречала, это, скорее, взрослое качество».
Критика — двигатель прогресса
9-3Еще одна вещь, которой юных фотографов учит их руководитель, — самокритика. «Без этого невозможно развитие, но важно объяснить, что анализу подвергается не сам автор, а его работа, — объясняет Яна Колесинская, — которая пока не получается только потому, что он еще учится. Чем тщательнее мы будем анализировать допущенные ошибки, тем быстрее у нас начнет получаться. Критика должна быть доброжелательной и конструктивной. Дети идут на это охотно и легко, и у нас не бывает обид и ссор».
«У нас была одна история, — продолжает Яна Альбертовна. — Мы приехали в ДК им. Заволокина на областной фотографический конкурс. «Птичка» была единственной детской группой участников, остальные — взрослые. И вот идем мы по залу, где расположилась выставка работ конкурсантов. Переходя от одной к другой фотографии, дети со свойственной им непосредственностью обсуждают работы, выдают анализ: «Ну что это за пейзаж? Он статичен, выбрано самое обыкновенное время суток, нет игры света, а в правом нижнем углу не хватает кошки или собаки…». Смотрю: участники выставки стали прислушиваться, а потом попросили ребят проанализировать все работы. И дети, нисколько не смущаясь, выдали им профессиональный анализ фотографий, не хуже того, который потом со сцены озвучил куратор фотофестиваля».
Немного об успехах
В творческих соревнованиях «Птичка» участвует постоянно. На липецком региональном конкурсе «Немодная фотография» краснообская студия заработала добрую половину дипломов в различных номинациях. Один из студийцев стал лауреатом всероссийского фестиваля фотоискусства «Мир глазами молодых». На счету фотостудии с десяток побед на городских и областных фотоконкурсах. Различные проекты творческое объединение делает и дома — проводит выставки и конкурсы, организовывает выезды с глубоким погружением в профессию. Дождавшись летних каникул, отправились на двое суток на турбазу на берег Обского моря и устроили там фотопрактикум по композиции. «Я давала им задания, они разбегались, выполняли его, потом проводилась работа над ошибками. Когда ребята уставали, мы шли купаться, а вечером жгли костер, — рассказала Яна Колесинская. — С детьми совсем не трудно. Если их занять, дать им смысл и цель — они идеальные создания. Мы отлично провели время».
9-4«Птички» много путешествуют шумной большой компанией — ездят то в зоопарк, то на фестиваль «Знаки», то по вечернему городу, исследуют краснообскую рощу и дендропарк. Вместе им интересно, в то же время они понимают: чтобы добиться хорошего результата, нужно научиться работать одному. «Настоящий профессионал должен один выходить в «поля», погружаться в себя, сосредотачиваться. В этот момент ему никто не нужен, потому что он выполняет собственную задачу, которую сам же поставил перед собой, — объясняет наставница «птичек». — Фотографу не бывает скучно, одиночество ему во благо».
Многие приходят в фотостудию с простыми «мыльницами». Постепенно это перестает их устраивать. «Нужно, чтобы они сами поняли, для чего им нужен хороший фотоаппарат, чего не хватает в старом. Вот тогда уже стоит задуматься о новом приобретении, — объясняет руководитель «Птички». — Я стараюсь, чтобы каждое свое решение ребята взвешивали, делали его осмысленно и умели внятно это объяснить».
Чему учат дети?
«Не знаю, учусь ли я у них. Я могла бы сказать, что становлюсь более искренней, открытой, доверчивой, свободной — такой, какой не могу себе позволить быть в повседневной жизни. Дети позволяют мне быть с ними самой собой, — размышляет Яна Колесинская. — Этого же жду и от них. Чтобы говорили то, что думают, размышляли, чтобы не хитрили, не лукавили, были прямолинейны, честны, открыты и доброжелательны. Как оказалось, это легко».

Марина Суворова